Эта статья является продолжением статьи “С чем едят легенду”.
Наиболее частыми ошибками среди начинающих ориентировщиков по легенде можно выделить невнимательность, путаницу с “лево-право” и неверное отсечение расстояний между позициями в легенде. К сожалению, с первыми двумя Вам придется справляться самостоятельно, а вот третью ошибку, на которой “горят” многие, попробую разъяснить. Суть сводится к тому, что на самом деле перекресток зарисованный в легенде имеет некую собственную протяженность, которая включена в расстояние между объектами.
Для лучшего понимания разберем пример: два перекрестка, первый мы проходим прямо, а на втором поворачиваем направо; причем первый перекресток не самый простой – у него две примыкающие дороги находятся со смещением относительно друг друга; расстояние между перекрестками 500 метров. В бумажной легенде это будет обозначено следующим образом:
Теперь давайте посмотрим, как же будет выглядеть на местности первый перекресток:
Как мы видим этот перекресток имеет собственную длину 20 метров (5+10+5). Это не много, но даже такая небольшая погрешность может легко ввести в заблуждение, а ведь часто бывают перекрестки и по 50-70 метров собственной длины!
На картинке так же отмечены пунктирные линии, обозначающие три варианта на которых чаще всего ориентировщики “отсекают” расстояние (сбрасывают прибор): Зеленая – начало перекрестка, перед первым из объектов, обозначенных на схеме; синяя – геометрическая середина перекрестка; красная – конец перекрестка, после последнего объекта, отмеченного на схеме.
Важно понимать, что легенда задает расстояние не просто между перекрестками (от красной до зеленой линии), а задается расстояние между началами первых объектов схемы легенды, т.е. между зеленой линией первого перекрестка и зеленой линией второго перекрестка. Таким образом, собственная протяженность первого перекрестка (20 метров) включена в 500 метров расстояния между перекрестками !!! В противном случае сумма расстояний между перекрестками никогда бы не “билась” с общей протяженностью дистанции этапа ориентирования.
Наиболее типичная ошибка в данном случае: сбросить по красной линии, проехать 500 метров и только после этого начать искать дорогу направо, хотя она уже осталась позади:
“Отсекать” надо при въезде на перекресток (там, где в картинке легенды стоит жирная точка), тогда ровно через указанное расстояние Вы окажитесь в жирной точке следующей позиции, а перед Вами будет следующий ориентир (перекресток). Если Вы задержались со сбросом, то необходимо делать соответствующую поправку и искать ориентир чуть раньше, в зависимости от задержки.
Даже если вы все сделали правильно, никогда не выжидайте заданного расстояния полностью – начинайте искать нужный ориентир уже после 3/4 (75 %) указанного расстояния. Далеко не всегда прибор успевает отработать четко по нажатию, иногда проходит небольшой промежуток времени, прежде чем счетчик сбросится. С приборами считающими расстояние по GPS и того смешнее – они почти всегда запаздывают: Вы остановились, а он еще “доезжает” и продолжает считать.
Желаю взаимопонимания в Вашей команде, надежности автомобиля и удачных стартов!